Кожевенное производство в России: исторический взгляд.

Кожа с древних времен считается не просто утилитарным и функциональным материалом для изготовления самых различных изделий, от одежды до технических деталей. На Руси натуральная кожа всегда ценилась как уникальный материал, обладающий неким сакральным смыслом, издревле кожа наделялась мистическими свойствами.

Если обратиться с ретроспективой в далекое прошлое, то можно заметить интересную тенденцию. Натуральные кожи и меха, как в России, так и за рубежом, в древности служили известным денежным эквивалентом. И не просто потому, что это был редкий и ценный товар. Большое значение для наших предков имел вид животного. Одно дело - домашний скот, овечья, козлиная или коровья шкура. И совсем другое дело - шкуры убитых на охоте животных. Жизненная сила и энергия добытого с трудом зверя оставались в его мехе и его коже, и ношение одежды из этого материала было сродни ритуалу пожирания тел своих врагов у американских, индонезийских племен. Надевая на себя одежду, сшитую из меха буйвола, тигра, лося, человек приобретал уникальные качества, присущие этим диким животным.

Поэтому невозможно рассматривать историю развития кожевенного ремесла в России изолированно от определенной культурологической составляющей этой "отрасли".

Итак, как же выглядел процесс изготовления кожи много веков назад на территории современной России?

Да примерно так же, как и сейчас! Шкура определенным образом обрабатывалась, из нее делали либо мех, либо исключительно кожу, отходы тоже шли в дело. Жир успешно использовался в приготовлении клея, а волосяной покров (если выделывалась кожа) шел на изготовление войлока, набивался в тюфяки, из него сучили нити.

В средние века из натуральной кожи стали делать все больше и больше предметов одежды и разнообразных аксессуаров. Появлялись кожаные рукавицы, кошельки, сумки, чехлы для инструментов и оружия, ремни и пояса. Само кожевенное ремесло совершенствовалось и усложнялось, мастер должен был обладать целым рядом специальных навыков и умений, биологическими и физиологическими знаниями. Активно развивалось сапожное производство - ведь из чего еще, кроме кожи и дерева, можно было изготовить в Средневековье нормальную обувь?

Именно кожевенно-сапожное производство в средние века становится превалирующим направлением в кожевенной отрасли. Здесь оттачиваются приемы, создаются новые технологии, изыскиваются уникальные методики обработки кожи, которые впоследствии станут основой для развития кожевеннй промышленности в том виде, в каком она представлена сейчас. И вместе с тем, появляются неповторимые национальные школы кожевенного дела.

В России в 11-13 веках происходит настоящий расцвет кожевенного производства. По всей стране открываются профессиональные городские мастерские, в которых специалисты трудятся над изготовлением и обуви, и одежды без разделения труда. Только в 15 веке на Руси появились узкоспециализированные мастера, которые занимались отдельно выделкой кожи, отдельно - пошивом изделий. И технология обработки кожи поднялась на новый качественный уровень.

Теперь, для того чтобы как следует выделать кожу, ее необходимо было вначале промыть, очистить от сухожилий и остатков мяса, потом прозолить (размоченные в воде заготовки помещались в специальный ящик, наполненный известью и солью), потом опять промыть, сбить шерсть и мездру тупым ножом. В производстве, как правило, использовались шкуры домашнего скота.

Конец 13 века в России ознаменовался очередным технологическим поворотом в кожевенном производстве. Российским кожевенникам открылись неограниченные возможности дубления кожи! Теперь, благодаря этой новой технологии, можно было изготавливать совершенные изделия из кожи, которая получалась мягкой, эластичной, прочной на перегиб и долговечной. И красивой!

Есть научное мнение, что развитие кожевенного производства на территории России в средние века было таким активным только благодаря географической близости восточных народов, для которых это самое кожевенное дело было чуть ли не первоочередным в нормальном жизнеобеспечении. Почему? Отвечают лингвисты: именно в это время русский словарь пополнился такими словами, как "лабаз", "тузлук", "шакша", "шадрик", "башмак", "чулок", "карман" - явно тюркского происхождения и явно имеющие прямое отношение к кожевенному производству.

А в 17 веке кожевенное ремесло в России переходит из категории "ремесло" в разряд "специализация", соответственно, на фабричной основе. Такой экономический переход способствовал открытию в стране больших кожевенных дворов - или "заводы", как назвал их сам Алексей Михайлович в Тайном Приказе 1668 года. Данный документ внятно регламентировал внутреннее обустройство кожевенных предприятий: прописано наличие колод для замачивания кож, медных котлов, дубовые кадей, ушатов, корыт, скобелей и скребниц и т.д. Самое удивительное, что весь набор, указанный Алексеем Михайловичем, не теряет своей актуальности и по сей день, и в техническом отношении с того времени мало что изменилось.

30.05.2014
Поделиться: